Подводный клуб ЦСК ВМФ
г. Москва
+7 916 614 83 20
В корзине нет товаров
  • Поездки
  • Белое море 2010. Версия Дороганича
15.10.2010

Белое море 2010. Версия Дороганича

Собирать всех этих   ...удаков я начал еще зимой.
Желающих набиралась целая флотилия. Но жизнь вносит свои коррективы. Реально осталось два катера. Мой и Петровича.

То сумасшедшее лето с жарой и смогом отбивало всякое желание куда-то ехать. Да еще в тот год я уже успел накатать почти 20 тысяч км, несколько раз в Анапу, Ниж. Волга. В общем, руль уже иногда снился. В начале августа раздается звонок Петровича. Вопрос: ну что, состоится поездка или нет? Спрашиваю Петровича, что за хитрая форма вопроса, в чем дело? Да я, говорит, мотор сломал, гидроподъемник не работает. И молчит, хитрован, ждет ответа. Надеялся, что услышит, что естественно, с таким мотором ехать нельзя и все отменяется. Но услышал он нечто другое, короткое и понятное. Послал я его подальше - к моим знакомым по «Экстриму» починить мотор. Тоскливые доводы, что можно не успеть, приняты не были. Но мотор он  все-таки починил или не чинил, осталось в тайне. Была назначена окончательная дата старта. Тут в последний день что-то пробило моего крестника Толяна. То не хотел ехать, а тут пробило. Мы-то уже в дороге на подъезде к Ярославлю. Места в катерах распределены. Водка и спирт закуплены без учета его потребностей. Но если очень хочется, то … Объяснили что ему очень подойдет в попутчики Дима Бульба, что катер с мотором он должен взять у Альпиноида дома (хотя сам Альпионоид уже катится с Петровичем в машине) и что он должен догнать нас на стоянке у озера Онега. Звонок Диме и объяснение ему, что он становится участником заплыва. Молодец. Быстро въехал. Да и сказано все было в сжатой ненормативной лексике. Как тут не въехать.

АВТО пробег.
 Москва- Перславль-Залесский - Ярославль –– Вологда  - Вытегра – Медвежегорск - ночевка на озере Онега – Пушное, заправка автомобилей (для тех, у кого машины прожорливые, это последняя цивильная заправка ТНК) – заброска бензина в Гридино и потеря на это 12 часов – Чупа. По дороге, после поворота на Кемь подобрали попутчицу. Хрупкая молодая девушка с громадным рюкзаком, ленинградка, будущий архитектор. Путешествует, безбашенная, одна по Карелии. Ее родители, наверное, лишены родительского инстинкта. Джип Толяна стал проявлять чудеса. То с катером на хвосте и тонной бензина я был вынужден притормаживать, поджидая Толяна. А тут сразу проявились его истинные скоростные качества. Хорошо встречных машин почти не было. Вот эта похоть и дала себя знать в будущем большом обломе на подходе к святым Соловецким островам.

Автопробег кончился. Первая ночевка на берегу Белого моря. Первые «косяки». Старый и Бульба, как самые свежие после дороги, дольше всех сидели у костра. До 6 утра. Причем нашли местных молодых алкашей с местным напитком «Пиво» Но «это» вряд ли можно назвать пивом. Их глухое бубнение пришлось прекратить кратко и жестко, так как через час был намечен подъем. Старый, откушав местного «Пива», забыл о приличиях и забрался в палатку в ботинках, где уже спал Петрович, да ещё задом наперед. Подъём произошел под громкое возмущение Петровича обнаружившего у себя перед носом башмаки Старого. Но возмущался недолго. Ему объяснили, что это все таки лучше, чем если бы Старый их снял. На этой здравой ноте, наскоро позавтракав, скинули катера на воду.

Перегрузка вещей отход.
Здравствуй Белое море!

1 переход. Первый звоночек о распи…йстве Толяна. Будучи назначенным капитаном на третий катер он начал регулировать угол наклона двигателя. Все с замиранием затихли. По существующему закону он должен был прое…ть штырь упора двигателя. Эхолот показывает глубину в 25 метров. Не донырнуть. Не прое…л! Чудо случилось! Переход предстоял 70км с гаком. Пока здоровья хватает и все радует. Чупа – Сон-Остров, Остров Олений на выходе из Чупинской Губы. Наблюдение за купающимися обнаженными  байдарочницами в удивительном чистейшем внутреннем озере на о. Олений. Петрович, разглядев у обнаженных туристочек, «бразильскую эпиляцию», сплюнул крошево от зубов. Река Кереть (дельта) – Сон-Остров. Стоянка на Сон-Острове, подводная охота, грибы-ягоды, путешествие на материк. Красота аж дух захватывает. Всякие кулинарные изыски из рыбы и дичи. Вновь открытые возможности советского ракетостроения – кастрюля скороварка. Немного  портило настроение то, что отдыхающих прибавилось. Первые поездки в предыдущие годы так это просто высадка на другую необитаемую планету. Начала портиться погода. Ветер усилился до штормового. Правда, в лагере тишина – сказывается уникальное расположение Сон острова. Наши предки знали, где селиться. Петрович и Андрюха Любе вышли в море посмотреть как там с волной. Вернулись живые, но Любе, взлетая вместе с катером на воздух,  разодрал себе руку, держась за леерную обвязку. Принимаем решение - не отступать! Спутниковый телефон дет призрачную надежду на связь с внешним миром и возможность узнать прогноз погоды. Окно на переход по времени только вечером. Немного должен стихнуть ветер. Начинаем понимать, что подготовка боевого командира Петровича дает нам шанс прорваться. В наших руках Лоция Белого моря, штабные карты, спутниковые навигаторы. Надо все собрать в одну кучу. Приходит мысль, что рассматривать карты в прыгающем по волнам катере и при штормовом ветре неудасццца. Надо прокладывать маршрут. Спасибо нашему счастливому детству и школе с институтом. Достаточно быстро разобрались, как вычислять координаты точек на карте и прокладывать маршрут в навигаторе. Делим продукты поровну по всем трем катерам. На сходке, перед выходом, принимаем коллективное решение - в случае отказа мотора на катере его экипаж пересаживается на другой с необходимым минимальным набором вещей и документов, заранее упакованных в отдельную герметичную тару. Далее машем заглохшему катеру ручкой и со скупой мужской слезой бросаем его произвол судьбы. Буксировать при такой волне невозможно, да и бензина не хватит.

2 переход. Сон-Остров – пос. Гридино. 50км с гаком. Выход примерно в 19 часов, прибытие в поселок Гридино около 21 часа, изъятие бензиновой закладки, заправка баков, ночевка. Старый нашел «классное место» для лагеря. Правда, утром выяснилось, что это местная деревенская помойка. Своеобразное отношение аборигенов к своему краю. Туристов там вообще нет, весь мусор местного «производства».У аборигенов шок. Нас приняли за рыбоохрану, да и немудрено - одеты мы были все в непромокаемые костюмы, на катерах все положенные светотехнические проборы, да еще и работающие, на всех поголовно спасательные жилеты. Такие нарядные мы вываливаемся из моря, да к ночи, а они заняты чисткой явно не любительской сеточки. Выдохнув и поняв, что арест им не грозит, завязывают неспешную беседу с жалобами на судьбу-злодейку. Стандартный набор. Маленькая пенсия, всеми покинутые ну и так далее. Мое предложение о временном исправлении их скудного существования с помощью предоставления нам бани и нашей ночевки у них дома упирается в тупой ответ, что баню надо топить, а в своем доме он сам живет. Вторая попытка объяснить, что его гостеприимство будет вознаграждено не только спиртом, но и денежными знаками опять упирается в тот же ответ, причем дословно. В краткой форме рассказали ему, кто он есть после этого со своими жалобами на жизнь и отчалили из этого райского местечка.

3 переход. Гридино-Паньгома. Очень тяжелый переход. Планировали дойти до островов Олений, Никонов и устроить ночевку на островах Супротивные. Дошли. Далеко от берега собрались в кучку на производственное совещание. Правда, пришлось ждать Толяна. Он повадился экономить бензин и катался на волнах на катере как на серфовой доске. От берега до горизонта и обратно. Сомнительная экономия. Но так как был сильный шторм, а подход к берегу у о.Супротивный изобилует отмелями, чтобы не рисковать, решили идти до Паньгомы. Отчаянный поступок. Во время совещания на воде не было видно поднятых рук, когда начали открытое голосование за решение о дальнейшем переходе. Это когда катера оказывались по разную сторону волны. Вышло больше 90км по 3-4 бальному шторму. В Паньгому пришли в двенадцатом часу ночи.  На входе в дельту реки Петрович увидел чудом сохранившейся и главное работающий створный знак и дал по газам. Наплевать на экономный режим, про который сам же все уши прожужжал. Причина оказалась в том, что ему давно приспичило курить, а у него весь катер был залит бензином из неплотно закрученной Старым канистры. Опять Старый! Наши вопли в рацию, которую выдал каждому катеру Старый, что Петрович отклонился от проложенного курса и несется прямо над каменистой отмелью, были криком в пустыне. Во-первых, открою секрет, что все эти рации работают только в кино, и только у Джеймса Бонда. Во-вторых, у Старого они еле шептали даже тогда, когда смотришь абоненту прямо в глаза. А когда у тебя на ж..пе катера орут 70 лошадей, и организм скручивает никотиновая  ломка, какая тут может быть рация!
Рыбаки-москвичи (москвичи же, как тараканы везде проберутся) проехали туда на своих джипах, поотрывав все, что можно, встретили нас на берегу Паньгомы и молча, без лишних слов, побежали за водкой и закуской. Наш внешний вид говорил сам за себя. Любе просто сполз на берег. Ему здорово досталось. Я то всю дорогу рулил стоя, а он сидел на борту. Все остальное место было занято канистрами с бензином и гермомешками с вещами. Амортизировать удары, когда катер перелетал с волны на волну, он не мог.
Стояли в дельте реки Паньгома двое суток. Отдыхали. В первое утро выйти из палаток не смогли, только ползком. Вчерашний почти 100-км пробег все нам поотшибал. На следующий день очухались и пошли на охоту и на разведку в пос. Паньгома. Река оказалась все перегорожена сетями. Напрочь! С рыбой облом. Зато в поселке оказался магазин и в нем пиво! Но эйфория по поводу пива была недолгой. Где и из чего его делают наверно лучше не знать. Редкостная гадость. Но не выливать же! Вечером купили у местного аборигена еще живую семгу, тут же посолили и через полчаса запивали разбавленным спиртом, настоянном на бруснике. Водка давно кончилась, еще на первой стоянке на Сон острове. Толян, как бывший специалист по Шикотанскому рыбокомбинату, «включил гнуса», что мы просто должны почти сразу начать корчится в муках, поедая эту рыбу. Местный абориген был просто шокирован его словами и своим долголетием, так как он всю жизнь эту рыбу только и ест. Но спирт сделал свое дело, мы выжили, и рыба оказалась очень вкусной. Толян выключил «гнуса», отложил на потом мысли об опасности и стал стараться не отставать от других. Рыба-то была не очень большой.

4 переход. Паньгома-Соловки с промежуточной остановкой на Кега-острове в дельте реки Летняя. Охота-рыбалка, грибы-ягоды. Островок как в сказке. Вечернее солнце. Охотничья избушка. Вечером стих ветер. Просто сказка, правда, с ложкой дегтя. Позади избушки гора пустых бутылок. Сволочи, привезти туда сил хватило, а вот обратно лень! До Соловков так и не дошли. Сводка погоды по спутниковому телефону от наших друзей из дальней авиации Северного Флота убила последнюю надежду попасть на Соловки. Вечернее затишье - это было к перемене направления ветра и ухудшению погоды. Как нам сообщили военные летчики, что та погода, что была перед этим это просто почти штиль. Дальше будет очень плохо. На просьбу дать более подробный прогноз получили короткий, по-военному ёмкий ответ ВАМ БУДЕТ Пи…Ц. Пошли на Кемь. На Толяна нельзя было смотреть, эта весть его сразила. Из его катера почти выскакивали молнии. Такой вот облом с Соловками (похотливые мысли не пустили на святые места).

В Кеми ночевка, возвращение к цивилизации, ужин в ресторане, ночевка на белых простынях. Правда, кое-кто, не водители, остался ночевать в палатке, сторожить наши катера, потому как местный Марина-клуб услуги по охране не предоставлял, он вообще никаких услуг не предоставлял, зато все бесплатно. Созерцание того, на каких кораблях отправляются паломники на Соловки, самого ярого атеиста отучит от греховных мыслей. Они не должны заводиться! Но заводятся! Они не должны доходить до Соловков априори. Но доходят! Никаких спасательных жилетов, это все пустые приблуды москвичей и МЧС. А уж когда молодая мамаша с двумя детьми (мальчик 5 лет и девочка 2лет) надула байдарку и на наш законный вопрос, а куда она намерилась держать путь, ответила - на Соловки.  А это около 50 км. Тут все стало ясно! Без святого покровительства здесь не обойтись, причем это без ёрничества.

Поездка на такси в Чупу забрать автомобили с прицепами. Устроили тендер на такси 200 км туда и обратно. Дорога убитая напрочь, таксисты и их машины очень своеобразные, но услуги дешевы, всего 3000р по убитой дороге в 200км за туда и обратно. Ремонт супер джипа Толяна. Выяснилось, что у него давно не должно быть переднего правого колеса. Да и остальные колеса тоже были больше похожи на ежиков, свернувшихся в колечко и ощетинившихся торчащим нитками корда. Опять мысли о божественном покровительстве и распиз…ве Толяна.
Подъем катеров. Умирание последней надежды Толяна добраться до Соловков. Переход до Медвежегорска, остановка на озере Онега, ночевка. Всеобщая зависть к стальным нервам Толяна, когда почти по его палатке разворачиваются машины с прицепами, а оттуда в ответ только могучий храп. Ему бы ехать между нами, но здоровый сон превыше разума! Тем более что на предстоящем 600 км перегоне  отсутствует такая уже привычная мобильная связь и крайне редки пункты автосервиса. Проехав Вологду, наконец-то удалось связаться с Толяном. Опять мысли о божественном покровительстве. У него умер генератор, да и аккумулятор приказал долго жить, причем прямо на глазах у гаишников. Опять мысли о божественном. У них! У гаишников! Были провода и они дали прикурить Толяну и его не оштрафовали за техническое состояние его джипа.
Как поется в известной песне – если я что решил, то выпью обязательно.
Принимаю как закономерность – если не дошли до Соловков в первый раз, то во второй опять попытаемся.
В июле 2011.
Бог нам в помощь.